Виктор Летцев

поэт, эссеист, исследователь

Родился в 1951 году на Дальнем Востоке. В 1961 году семья переехала в Киев. В 1977 закончил Киевский финансово-экономический институт. Несколько лет работал по специальности, затем, оставив экономику, занялся поэзией, философией, психологией. С 1996 года – научный сотрудник академического Института психологии. Стихи начал писать во второй половине 1970-х годов. Эти первые опыты не опубликованы. С начала 80-х годов взялся за разработку новой поэтики. В конце 1980-х появились первые публикации в самиздатских журналах России. В 1986 году подготовил книгу стихов «Становление» за рукопись которой в 1997 году удостоился премии Андрея Белого. Полностью книга была опубликована в 2003 году. Опубликовал также ряд поэтико-философских эссе... подробнее >>
 

Из ПРЕСС-РЕЛИЗА

литературной премии Андрея Белого за 1997 год.

«Виктор Летцев один из тех немногочисленных современных художников, которые последовательно сориентированы на смысловое обновление поэзии… Стихи из книги «Становление» узнаются мгновенно, настолько ярко в них запечатлена оригинальность поэтического видения мира. В тоже время, в поэзии В. Летцева отчетливо проявляются генетические связи художественного мышления с одной стороны, с творчеством и фонетико-морфологическими открытиями В. Хлебникова, а с другой – принципами симфонизма, которые разрабатывал в своих произведениях Андрей Белый. Поэтическая «технология», созданная В. Летцевым, явно ассоциируется с первичной номинативной деятельностью в языке. «Имя» в философской концепции книги «Становление» – это почти креативное мгновение-состояние Бытия, когда его образ обретает знаково-символическую форму»... весь текст >>

Лариса БЕРЕЗОВЧУК

Из статьи "В энергиях становления имени" (1998).

"…поэзия В. Летцева… - явление исключительное в силу принципиальной ориентации на мифопоэтическое начало. Оно проявляется весьма нестандартно - не в тематике или в интересе к архаике, но, прежде всего в специфической трактовке В. Летцевым истоков поэтического языка, в котором он работает. … В.Летцев "видит" развитие жизни-языка как постепенное про-израстание Мирового Древа. Рост, развитие живого - подлинно симфонический процесс, который в мифе связан с изначальным тождеством различных элементов (идея вечного возвращения). В подобных художественных установках язык - Слово становится "живым" в той же мере, что и стихии природы, птицы, растения, вещества и люди. И потому поэтическое Слово в своем про-израстании в будущее неизбежно высветляет историческое прошлое языка"... весь текст >>

Михаил БЕРГ

Из статьи "Вторая попытка Андрея Белого" (1998).

"Мифопоэтическая ориентация его (Виктора Летцева) эстетики, не чуждая религиозно-философского пафоса, оказывается вполне синхронной творческим и теоретическим установкам Вячеслава Иванова и, в частности, его статье "Simbolismo", опубликованной в 1936 году. Подлинно реально только истинно-сущное, которое может открываться только в опыте общения с миром явлений "высшей реальности". Поэт совершает восхождение по лестнице реальностей, его стихи - мгновенная фиксация и осмысление метафизических сторон Бытия. Летцеву не чужда роль поэта-демиурга и пророка, профетический пафос обновлен этимологическими экспериментами, характерными для так называемой южно-русской школы поэзии с ее мистико-философскими традициями"... весь текст >>

Алексей ТУМОЛЬСКИЙ

Из статьи: "Русские европейцы из Украины" (2000).

"Виктор Летцев - художник отчетливо мифопоэтической направленности. В эстетическом плане продолжает, с одной стороны, традиции символизма - его философской лирики, а с другой - формально акцентированные поиски русского исторического Авангарда. Летцев работает в метатекстовых единствах, которые трактует иерархически: высшее - "книга" включает в себя "циклы" и "сборники". Замысел всегда подчиняется метафизической идее "восхождения", когда кульминационными оказываются сложнейшие разделы философского характера (поэма "Имена", образно воплощающая идею развития, оказывается вершиной книги "Становление")"... весь текст >>

Сергей ЗАВЬЯЛОВ

Из предисловия к книге стихов "Становление" (2003).

"Наверное, с чем-то подобным мы встречались лишь в архаических эпосах, воспроизводящих в слове акт творения. Иначе как демиургом нельзя помыслить лирического героя. Он медленно произносит слова, которые синхронно материализуются в нашем воображении: из первостихий, ветра и воды, в сущности тождественных, понемногу проступают контуры птицы (клюв, крыло), в которой мы должны угадать вершину мирового древа. Вокруг еще господствует хаос ("воды воздуха"), но постепенно, по мере называния поэтом имен, мы начинаем различать очертания реки как стержня вселенной, как мирового пути"... весь текст >>