СТАНОВЛЕНИЕ.
Книга стихов /1987/
![]() |
Виктор Летцев. Становление.
|
ПОДХОД:
Из поэтико-философского трактата
"Переход и рождение нового" (1986)
Поэзия мнит-возникает в языке, из языка, через язык. Язык в начале узнает-открывает себя как поэтический.
Поэзия явление языческое - обожание самой природы - природное, стихийное, крайнее - "прежде ума глаголет".
И поэзия явление языковое - обожание природы самого языка - культурное, упорядочивающее, проясняющее.
Поэзия - на границе, она непрерывный переход от хаотического, неупорядоченного - к упорядоченному, космическому и обратно. От форм - к бесформенному, от бесформенного - к форме.
Статус поэтического - переходность, разыгрываемость, отсылаемость. … весь текст >>
Из авторского предисловия к книге "Становление" (1987)
Поэзия ищет сегодня вновь обрести себя как Речь, как Звучание, увидеть себя, как нечто отличное, несводимое к вещи... Языковой поиск здесь, однако, не самоцель. Он необходимость. Необходимость пересоздать, переплести, перестроить речь, с тем, чтобы в ней проявилось "нечто отличное от нее самой". Это необходимость понять, обрести язык, чтобы "являть самое существенное". Этот поиск по сути есть преодоление слова, выход за пределы самого слова в поисках "сверхсмысла". Здесь происходит существенная переориентация поэтического мышления и восприятия с оси горизонтальной, повествовательной, развертывающей на ось вертикальную, ось сопряжения, ось гармонизации. Поиск оказывается уже собственно не поиском выражения, а поиском "предмета" (отсутствующего, удаленного), "предмета", дарующего целостность, "предмета" заключающего в себе высший смысл. … весь текст >>
Из авторского предисловия к стихам из книги "Становление" (1992)
При некотором обобщении, выделяются два рода, две линии, два типа поэтического отношения и, собственно, поэтического письма. Первый сориентирован, главным образом, на раскрытие-усвоение новых смыслов, новых смысловых отношений, на смысловое обновление поэзии. Второй - тяготеет преимущественно к эстетическому завершению, оформлению преднайденного, закреплению новых поэтических содержаний. Предлагаемая поэзия преемственно связана с первым типом. Это поэзия открытых контекстов, поэзия множественных контекстуальных взаимодействий. Всякое отдельное стихотворение (а также цикл, книга) прочитывается здесь с возможной полнотой, лишь в пространстве окружающих его и отражаемых им поэтических и культурных контекстов. … весь текст >>
Из автохарактеристики поэтики книги "Становление" (1997)
Следуя в русле мистико-философской поэтической традиции, автор в своем творчестве последовательно сориентирован на смысловое обновление поэзии. Постмодерн-символизм - несколько условное название, которое можно дать этой поэзии. Она работает с символическими формами и архетипическими образами и в своем обновлении поэтического языка опирается на семантические преобразования исходной модели Мира. Трансцендирование смысла поэтического за пределы эстетической парадигмы - в рамках которой поэзия занята изменением лишь частных значений - существенно отличает данное направление в поэзии от прочих. Одной из главных его черт является также интонационная доминанта поэтической речи.
Из "Речи при вручении премии Андрея Белого" (1997)
Именно в Пути, в искании Поэзия обретает свою Истину, Истину, которая всегда запредельна для нее, т.е. лежит за пределами самой поэзии как искусства, как техники, как инструмента оформления. И хотя сегодня поиск в поэзии во многом все еще питается пафосом совершенствования самого поэтического искусства – это совершенствование никак невозможно без раскрытия-обретения в этом искании энергии Изначального, которое есть источник всех даров и сокровищница всех смыслов, даже если мы и не догадываемся об этом источнике и он остается для нас бессознательным. Но если есть сознание Дара, то вследствие такого поворота оказывается, что первоначальным и первоактивным в этом совершенствовании будет не наше "искусство", но приоткрываемая нами Истина, говорящая нам Глубина. … весь текст >>