СТАТЬИ, ЭССЕ,
предисловия


  

Предисловие к стихам из книги «Становление»

(1992)

Первая публикация:
Ежемесячник Философского общества Украины
«Украинский обозреватель», К., 1992, №11, С. 5.

  
 

Поэтическая книга, точнее рукопись книги, из которой взяты эти стихи, всецело поисковая. Поиск этот осуществляется на разных уровнях и в различных отношениях. В нем пересматриваются, перестраиваются различные составляющие поэтической речи: лексика, синтаксис, интонация и др. Одним из ведущих уровней поэтической речи является уровень интонационный. "Новое в поэзии — прежде всего новая интонация" – писал Ю. Тынянов. Интонация первична по отношению к другим уровням организации поэтической речи. Обращение поэзии к интонационной основе, или подоснове речи, поиск новых интонационных движений, однако, не самоцель. Они связаны с потребностью выхода за пределы исчерпавшей себя поэтической парадигмы, с потребностью расширения, расстраивания, "розбудовы" поэтического пространства, с потребностью обретения нового смыслового горизонта. Только на этом пути возможны новые поэтические построения, новые определения.

Есть и некоторые другие направления в этом поиске, например, обращение к "праформам" языка — "неправильное", а точнее, семантическое синтаксирование; углубление в корни слова — поэтические этимологизации; аллитеративные, словесные и др. повторы; "плетение словес" вообще и прочее. Все это те "игры", заданием которых является не просто "взрыв языковой инерции" или снятие "инерции будней в словесной игре", но которые связаны с потребностью смыслового обновления поэзии, с потребностью вырабатывания нового поэтического языка. Ибо, как говорят древние, не вливают вина молодого в мехи ветхие, "аще ли то просядутся меси и вино пролеется".

Это языковой аспект, средства и приемы поиска. Источником же новых смыслов, новых интонационных движений, нового интонирования является новое чувство жизни, ритма, пути. Из них исходит и к ним обращен поиск.

Еще об одном моменте следует сказать. При некотором обобщении, выделяются два рода, две линии, два типа поэтического отношения и, собственно, поэтического письма. Первый сориентирован, главным образом, на раскрытие-усвоение новых смыслов, новых смысловых отношений, на смысловое обновление поэзии. Второй — тяготеет преимущественно к эстетическому завершению, оформлению преднайденного, закреплению новых поэтических содержаний. Предлагаемая поэзия преемственно связана с первым типом. Это поэзия открытых контекстов, поэзия множественных контекстуальных взаимодействий. Всякое отдельное стихотворение (а также цикл, книга) прочитывается здесь с возможной полнотой, лишь в пространстве окружающих его и отражаемых им поэтических и культурных контекстов. Смысл каждого такого высказывания всегда, в большей степени лежит за пределами данного текста, выявляется на границах контекстуальных взаимодействий. Подобное "качество" присуще, в той ли иной мере, всякой поэзии (и не только поэзии), но здесь оно оказывается принципиальным. Важна тут и поэтика заглавий (стихотворения, цикла, раздела, книги), которые отсылают к общим, для определённого круга текстов, смыслам — "сверхсмыслам". Отдельные поэтические вещи, таким образом, непременно живут здесь в целом, соотносятся с ним, длятся в нем и не могут быть "прочитаны" без него... Это поэзия ценностей максимально открытых для отклика, для приятия, но закрытых для "потребления", для утилизаций.

Остается добавить, что поэзия подобного рода передает не опыт факта, а опыт отношения, что она есть поиск и утверждение нового отношения к своему "предмету", утверждение первичности отношения вообще...

1992